Управление инновационными процессами в регионе рассматривается нами как один из направлений теории и практики управления образованием, которое интенсивно развивается на основе общетеоретических положений, разрабатывает специальные модели и методы по повышению эффективности реализации образовательных новаций.

Слово регион происходит от латинского regio, regionis, что в переводе означает область, округ. Затем, регион рассматривают как определенную территориальную единицу (район, область, зона), который отличается из других таких же единиц специфическими чертами (географическими, геологическими, этнографическими, экономическими и др.).

Исследование региональной специфики управления инновационными процессами осуществлялось нами с учетом двух векторной направленности развития современного образования. Первый вектор указывает на развертывание регионального образования в направлении формирования целостного общенационального пространства. Второй вектор направлен на создание собственно регионального характера образования.

Соотношение общегосударственного и регионального зависит, с одной стороны, от нормативно-правовой обеспеченности, определенной государственной политики области, государственных стандартов образования и создание социально-педагогических и организационно-экономических условий для вариативного образования, из другого образования.

В пределах такой двух векторной направленности развития регионального образования, по выводам Э. Днепрова, управление инновационными процессами формирует инновационную среду, социально-педагогическое назначение которой заключается в том, что: создаются прообразы образовательных институтов открытого гражданского общества, действенным фактором становится выращивание образовательного сообщества, формирование профессионального общества в образовании, возникают конструктивные социально-технологические механизмы, которые переводят реформу и само развитие образования в новое, инновационное качество, механизм постоянного и стойкого обновления образования.