В исследованиях по истории отечественной педагогики упоминается, что становление деятельности поискового характера в образовании происходило на изломе ХІХ—ХХ веков на базе учебных заведений, которые занимались подготовкой педагогических кадров (Нежин, Екатеринославль, Винница, Николаев, Глухов, Киев). В 20-те года исследовательская работа по педагогике и школоведению отделяется от учебного процесса и сосредоточивается на специальных научно-исследовательских кафедрах. Организация Украинского научно-исследовательского института педагогики (1926 г.) и секций систем образования (Я. Ряппо) и научной организации работы (А. Мандрик) оказывала содействие становлению школоведения как нового направления педагогической науки.

В течение 50-х годов появляются первые работы, где комментируются официальные государственные документы по вопросам школоведения, которые имели большей частью прикладной характер (М. Иорданский, М. Веселов, С. Чавдаров и др.). Инструкции тех времен утверждали однообразие деятельности школ, которое предопределяло унификацию школьной жизни. Позднее, с образованием в научно-исследовательском Институте педагогики УССР сектора школоведения как самостоятельного научного подраздела (М. Черпинский; 1961 г.), этот аспект становится предметом научных исследований, в которых изучаются вопрос управления школой как системой, инспектирование учебных заведений, организации всеобуча и другие. «В те времена, отмечает М. Дарманский, — ученые и педагоги-практики остерегались давать свои основательные предложения относительно содержания, форм и методов работы органов управления образованием. Это было далеко не опасным занятием, особенно для тех, кто не исповедовал позиций «пролетарских классовых установок». Поэтому становится понятной отсутствие специализированных научных подразделов, которые бы занимались проблемами отраслевого и регионального управления образованием к тому времени».