Повседневная учебно-воспитательная работа большей частью проводится многократно проверенными методами и поэтому традиционная. Но вот то один, то другой педагог начинает делать замечание, которые в сформированных и обычных формах и методах, приемах организации этой работы есть такие моменты, которые не удовлетворяют их, так как недостаточно эффективные. И тогда начинается творческий поиск педагога-новатора. Итак, первый этап изучения и обобщение педагогического опыта — выявление противоречия между сформированными формами и методами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения, ее эффективности — с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в сроках (понятиях и категориях) педагогической науки.

Согласно проблеме начинается поисковая работа (второй этап) — оказываются находки, новинки в работе отдельных педагогов или целых коллективов, которые имеют определенные достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследования, изучение и обобщение опыта. Потом составляется развернутая программа изучения и обобщение опыта (третий этап). Окончательно формулируются тема и цель, уточняются объекты. Это школа, внешкольное учреждение, класс, кружок, группа, учебный предмет. Педагог, коллектив и другие объекты, и предмет изучения и обобщения. Здесь возможны два пути. Бывая на учебных и воспитательных занятиях, руководители школ, методических секций отмечают то положительное, что присущее данному педагогу, делают замечание и выделяют его особый стиль в работе, который обеспечивает успех. Вот это и становится предметом изучения и обобщение опыта.