• Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы с интересующим вас вопросом.

• Сохраняйте и накапливайте материалы, которые отображают опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы произведений учеников, их вопросы, ответа, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.

• Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь оформить ее как можно точнее, конкретнее.

• Определите форму общения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-иному. Например, привести в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учеников), сопроводив их короткими разъяснениями.

• Набросайте короткий план темы (3—4 вопроса), потом составьте по теме тезисы. Припомните и введите в план факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нем должны быть отражены основная идея и логика изложения темы.

• При написании доклада сначала набросайте черновик. К границе сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукоподобное». Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

• Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.